ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
Главная arrow Музей МаГУ arrow История и современность
   
   
>

История и современность   Печать E-mail  
21.11.2007
Даты основания факультетов
1932 г. Исторический факультет (был закрыт в 1953 г. и вновь открылся в 1996 г.)
1932 г. Факультет русского языка и литературы (с 1997 г. - филологический)
1932 г. Физико-математический факультет
1947 г. Факультет иностранных языков (с 2004 г. - лингвистики и перевода)
1959 г. Факультет педагогики и методик начального обучения
1962 г. Факультет дошкольного воспитания
1964 г. Факультет общественных профессий (с 1993 г. - индивидуальной специализации, с 2000 г. - индивидуальной специализации и довузовской подготовки)
1966 г. Художественно-графический факультет (с 2005 г. - факультет изобразительных искусств и дизайна)
1979 г. Индустриально-педагогический факультет (с 1994 г. - технологический факультет)
1989 г. Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (с 2000 г. - факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов)
1995 г. Факультет психологии
1998 г. Факультет информатики
1998 г. Факультет социальной педагогики (с 2000 г. - социальной педагогики и социальной работы, с 2001 г. - социальный)
2006 г. Факультет экономики и управления

2zd
Первое здание МГПИ (ул. Маяковского, 40)

В 1982 г. за достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования вуз награжден орденом «Знак Почета»

Официальной датой рождения Магнитогорского государственного университета (МаГУ) можно считать 1 октября 1932 г. – день открытия вечернего индустриально-педагогического института с математическим, физическим, химическим, историческим факультетами. Управление металлургического комбината выделило для института дом по улице Маяковского, 40 (впоследствии в этом доме, вплоть до 1970 г., размещалось студенческое общежитие). В ноябре 1932 г. был объявлен набор на отделение русского языка и литературы. В год основания в институте учились 100 студентов, работали всего 6 преподавателей.

В соответствии с приказом УралОНО приступил к исполнению своих обязанностей первый директор института Владислав Владимирович Северный. Немало трудностей пришлось преодолеть в эти первые годы организаторам института. Необходимо было решить массу проблем: кадровое обеспечение, материальная база, создание кабинетов и лабораторий, комплектование библиотеки. Библиотеку института помогали комплектовать московские библиотеки, в том числе и Государственная публичная библиотека имени В. И. Ленина. В эти годы в библиотеку поступили такие библиографические ценности, как, например, полное собрание сочинений М. В. Ломоносова 1851 г. издания. В 1932 г. фонд библиотеки составлял 10235 книг, в ней было 115 читателей. К началу 1937 г. библиотека уже насчитывала 35235 томов, а в 1940 г. - 52504 книги.

vasil
М. Д. Василенко,
директор МГПИ
с 1934 по 1950 гг.

first-vip

Из года в год росло число преподавателей: от шести преподавателей в 1932 г. до 25 штатных преподавателей и 5 совместителей в 1940 г. В основном сюда приезжали выпускники центральных вузов страны. Преподаватели подбирались по известному принципу: «Все лучшее для Магнитогорска!» Поэтому уже в составе первой группы педагогов вуза в Магнитогорск прибыли М. Д. Василенко (будущий директор института), специалист в области педагогики П. М. Селезнев (позже - заместитель директора института), В. И. Попов, читавший курс истории СССР, А. Н. Капустин - преподаватель физики, В. Л. Миньковский - математик, Л. М. Ауслендер - литератор. Это были молодые, талантливые и перспективные научные работники. С октября 1933 г. директором педагогического института был назначен Максим Данилович Василенко, который проработал в этой должности до июля 1949 г. В 1934 г. институт переехал в другое здание по просп. Пушкина, 21 и располагался там до 1969 г.

Первый выпуск вечернего педагогического института совпал с трагическим 1937 г. 20 учителей школ города получили дипломы о высшем образовании. Имена многих из них хорошо известны в Магнитогорске и за его пределами.

Вместе со всей страной МГПИ пережил суровые годы Великой Отечественной войны. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт добровольцами. К концу 1941 г. на дневном отделении из 584-х осталось 254 человека. В 1941 г. на фронт ушли более 300 студентов и преподавателей. Смертью храбрых в боях пали более 150 человек. В августе 1941 г. здание пединститута было передано танковому училищу, эвакуированному из Ленинграда. Институт разместился в бараке на бывшем Центральном поселке и вернулся в свое здание лишь в 1944 г.

2zd
Второе здание МГПИ (ул. Пушкина, 21)

veter
В МГПИ-МаГУ всегда с почтением и благодарностью относятся к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны

Примечателен тот факт, что в годы войны, несмотря на все трудности, профессорско-преподавательский состав вел значительную научно-исследовательскую работу. Причем тематика исследований была ориентирована на военное время. Большая работа велась среди населения города. Ведущие специалисты встречались с рабочими и строителями, с солдатами в многочисленных госпиталях. Лекции читались на самые различные темы - от политических до литературных.

В летнее время студенты помогали подшефным совхозам вырастить и убрать урожай. Каждый вносил посильный труд в победу над врагом. Постоянно производились отчисления средств на вооружение армии. В 1944 г. коллектив института собрал деньги на изготовление артиллерийского орудия. В ответ в адрес института была получена благодарственная телеграмма за подписью Верховного Главнокомандующего армией И. В. Сталина.

Институт продолжал готовить кадры для школы. За 1941-1945 гг. пединститут окончили 224 человека, учительский институт - 276 человек.

После войны в МГПИ пришли студенты-фронтовики. Они внесли в жизнь института необыкновенный дух братства и стремления к знаниям, стали гордостью института. Эти студенты были отличниками в учебе, лучшими активистами-общественниками.

rjakin
А. Н. Рякин,
директор МГПИ
с 1952 по 1954 гг.
В 1947 г. в вузе было открыто естественно-географическое отделение, которое за 5 лет своего существования подготовило 148 учителей естествознания и географии, а в 1948 г. свой первый набор сделал факультет иностранных языков. С 1949 г. ректором института был назначен д-р пед. наук, проф. Н. И. Алпатов. В этой должности он проработал до ноября 1952 г. Затем в течение полутора лет ректором был канд. филос. наук, доц. А. Н. Рякин.

В послевоенные годы произошли изменения в профиле подготовки специалистов. Закрылся исторический факультет. В 1953 г. был сделан его последний выпуск. Считалось, что в стране удовлетворены потребности в учителях-историках. За годы своего существования исторический факультет дал много замечательных педагогов, ученых, работников гороно, общественных деятелей. До 1953 г. институт одновременно был и педагогическим, и учительским. Учительский институт за годы своего существования подготовил 1362 специалиста для работы в 5-7 классах. Многие из выпускников учительского института в последующем учились заочно в педагогическом, совершенствуя свою профессиональную подготовку.

В мае 1954 г. ректором МГПИ стал канд. экономических наук, доц. Иван Степанович Шмаков, проработавший в этой должности более 15 лет и внесший существенный вклад в укрепление и развитие института. В 1953 г. был введен в строй новый учебный корпус, где вплоть до 1971 г. размещались гуманитарные факультеты. Расширились площади читальных залов и учебных кабинетов. Уже в 1955 г. количество мест для самостоятельной работы студентов в читальных залах и кабинетах было доведено до 220. Книжный фонд библиотеки увеличился с 52504 томов в 1942 г. до 79673 томов в 1950 г. Читателей было 1338 человек.

3zd
Третье здание МГПИ (ул. Правды, 79)

В 1959 г. открылся факультет педагогики и методик начального обучения, с 1960 г. в институте началась подготовка работников дошкольного воспитания, в 1964 г. был создан факультет общественных профессий, а в 1966 г. при факультете педагогики и методик начального обучения оформилось художественно-графическое отделение. С 1969 по 1979 гг. МГПИ руководил Василий Афанасьевич Патрушев. Это был человек необычайных организаторских способностей, компетентный руководитель, экономист. При нем осуществлялось строительство учебно-лабораторного корпуса, который и сейчас является главным зданием университета; открылось новое студенческое общежитие на 840 мест; создана служба технических средств обучения, оборудованы фотолаборатория и здравпункт. Руками преподавателей и студентов был построен дом отдыха на озере «Банное», оборудован спортивно-оздоровительный лагерь «Антей».

patrushev str
В. А. Патрушев, ректор МГПИ с 1969 по 1979 гг. Строительство учебно-лабораторного корпуса

galiguzov

С 1979 по 1984 гг. вуз возглавлял Иван Федорович Галигузов, которому вместе с проректором по учебной работе Н. А. Шестаковой и проректором по научной работе В. Ф. Романовым удалось добиться больших успехов в повышении научного уровня преподавательских кадров. Уже в 1980 г. в вузе было 90 кандидатов наук, появились первые доктора наук, на базе института начали проводиться всесоюзные и всероссийские научные конференции. На эти же годы приходятся становление индустриально-педагогического факультета и открытие студенческой столовой на 450 посадочных мест.

shestakova
Н. А. Шестакова, ректор МГПИ с 1984 по 1988 гг.

С 1984 по 1988 гг. вузом руководила Нина Афанасьевна Шестакова. В эти годы велась серьезная работа по обобщению опыта педагогов-новаторов, укрепились связи вуза с органами народного образования города и области, было построено еще одно студенческое общежитие на 350 мест.

В 1988 г. ректором педагогического института впервые путем выборов стал доктор философ. наук, проф. Валентин Федорович Романов, который и поныне возглавляет университет. Перед коллективом преподавателей, студентов и сотрудников были поставлены перспективные задачи: вернуть в институт дух высшего учебного заведения; укрепить коллектив преподавателей высококвалифицированными кадрами за счет «выращивания» своих кадров и создания условий для приглашенных специалистов из других вузов; воскресить былые традиции, цементирующие коллектив преподавателей и студентов (студенческие вечера, КВНы, художественная самодеятельность, спорт и др.); укрепить материально-техническую базу; обеспечить социальную защищенность коллектива; решить проблему подготовки специалистов, способных устойчиво стоять на ногах в условиях рыночной экономики.

rom1

Встав во главе вуза, В.Ф. Романов огромное внимание уделял формированию кадрового состава всех подразделений. При этом учитывалась научная квалификация претендентов, деловые и моральные качества, авторитет в студенческой аудитории, демократичность и готовность самоотверженно работать на общее благо. За годы управления вузом В. Ф. Романов добился кардинальных изменений: вместо 7 факультетов стало 14, контингент студентов увеличился до 13000; были открыты докторантура (по педагогике), аспирантура по 6 отраслям наук (16 специальностей) и 3 диссертационных совета по 4 специальностям, в том числе совет по защите докторских диссертаций; построено девятиэтажное студенческое общежитие, запущен новый учебно-лабораторный корпус для технологического факультета, учебное здание художественно-графического факультета; благоустроены базы отдыха «Антей» и «Черемушки».

Валентин Федорович Романов снискал себе славу как студенческий ректор. При нем активизировалась не только учебная, научная деятельность вуза, но и спортивно-массовая работа студентов, художественная самодеятельность. Провинциальный педагогический вуз в 1999 г. приобрел статус государственного университета, и уровень специалистов высшей квалификации сейчас здесь составляет 74, 3 %. Это значительно превышает 60 %-й норматив, установленный для университетов.

kvn1

За период существования МГПИ-МаГУ преподавателями защищено 57 докторских и 376 кандидатских диссертаций, членами Союза художников и Союза дизайнеров России стали 22 человека, членами различных общественных академий – 21 человек. С 2001 по 2005 гг. 15 работников вуза были удостоены высших государственных наград; 99 преподавателей и сотрудников получили отраслевые награды. С 2000 г. в университете пролицензировано 20 новых университетских специальностей ВПО и 7 специальностей аспирантуры. На полиграфической базе МаГУ публикуются монографии, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, сборники научных трудов («Вестник МаГУ», «Наука - вуз - школа», «Наука и школа», «Новые информационные технологии в педагогическом образовании», «Проблемы истории, филологии, культуры», «Фундаментальные и прикладные исследования», «Современные проблемы науки и образования» и др.), методические рекомендации и указания.

par

С 8 апреля 2004 г. МаГУ стал первым на Урале и шестнадцатым в России вузом, имеющим доступ к диссертационному каталогу электронной библиотеки РГБ. Это значительно сокращает необходимость в командировках и существенно облегчает подготовку кандидатов и докторов наук. Ученые университета участвуют в реализации совместных научных проектов с различными российскими научно-исследовательскими, образовательными, промышленными и иными учреждениями и организациями (в том числе с РАН, РАМН, ИРЛИ, АН Абхазии, МГУ, МПГУ, РГПУ, УрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, ТГУ, ТГПУ, ОАО «ММК» и др.).

В 2003 г. на базе Магнитогорского государственного университета был создан Южно-Уральский региональный центр «Интернет-образование», обеспечивающий ежегодное повышение квалификации около 1000 работников образовательных учреждений. Из провинциального учебного заведения МаГУ превратился в мощный центр научных и педагогических кадров Южно-Уральского региона и вошел в число крупнейших в Российской Федерации.

В настоящее время МаГУ – высшее учебное заведение с 14 факультетами, 57 кафедрами, множеством лабораторий, мастерских, специализированных кабинетов и классов, в которых работает в общей сложности 612 преподавателей.

В университете функционирует современная библиотека, обеспечивающая потребности образовательного процесса учебно-методической литературой, включая учебно-методические комплексы, как в печатном, так и в электронном виде. Оптимизации этой деятельности способствует наличие локальных сетей с выходом в Интернет, а так же работа отдела стандартизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

В МаГУ имеется солидная, постоянно пополняющаяся материально-техническая база: мастерские, компьютерный парк, специализированные мультимедийные кабинеты, WEB-лаборатории.

Образовательный процесс в университете включает в себя довузовскую подготовку (через подготовительные курсы, факультет индивидуальной специализации и довузовской подготовки, учебно-творческое объединение «ИЗО», научно-методическое объединение «Эрудит», «Старшую школу» и профильный Лицей при МаГУ), подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (по 37 специальностям), послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура по 16 научным специальностям), а также дополнительное образование (повышение квалификации и переподготовку специалистов и руководящих работников). Тем самым созданы условия для реализации принципа непрерывности профессионального образования.

Ведущую роль в образовательной деятельности играет университетская система мониторинга качества образования, которая внедряется на основе адаптации международного стандарта ISO9000 и методологии всеобщего управления качеством (TQM). В Университете разработаны прикладные компьютерные программы «Оценка эффективности учебного занятия» и «Оценка эффективности производственного совещания», которые не только позволяют увидеть реальную картину, но, и предлагают необходимые рекомендации для соответствующей коррекции в целях совершенствования эффективности и качества образовательной деятельности.

С 2001 г. МаГУ принимает активное участие в эксперименте по набору абитуриентов на основании результатов ЕГЭ на все специальности очной формы обучения по всем предметам (кроме информатики).

В университете сложилась система учебно-воспитательной работы, которая направлена на формирование социально адаптивной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности будущего специалиста, способного продуктивно работать в современных условиях. В 2003 г. Магнитогорский государственный университет занял третье место по трудоустройству своих выпускников на конкурсе среди вузов Челябинской области. О качестве подготовки специалистов свидетельствует и то, что с 1999 по 2003 гг. 74 студента и аспиранта вуза за успехи в учебной и научной деятельности были удостоены государственных именных стипендий (в том числе 3 – Президента Российской Федерации, 12 – Правительства Российской Федерации, 40 – Администрации Челябинской области, 19 – Законодательного собрания Челябинской области). Кроме того, в 2001 и в 2002 гг. 40 студентов вуза стали лауреатами стипендиальной программы фонда В. Потанина.

С первых шагов в университете студент попадает в сферу влияния академической среды: дважды в семестр организуются встречи ректора со студентами и преподавателями всех факультетов, регулярно проводятся собрания руководства факультетов с первокурсниками. Патриотическому и правовому воспитанию будущего специалиста служат тематические вечера и концерты, посвященные знаменательным событиям в истории России (День Победы, День славянской письменности, Фестиваль русской музыки и культуры, Фестиваль славянской культуры и декоративно-прикладного искусства, фестиваль «В Урале Русь отражена» и т. д.). Особую роль в воспитательной работе играет забота о формировании традиций университета. С этой целью в начале каждого учебного года проводятся торжественные посвящения в студенты на факультетах, празднуются «День знаний», «День студента», «День учителя», юбилеи вуза и факультетов; организуются посещения музея университета; издается газета «Мой Университет»; проводятся конкурсы стенных газет, последние звонки и вечера встреч с выпускниками, встречи с заслуженными работниками университета и т. д. В 2003 г. на конкурсах, организованных областной администрацией среди вузов Челябинской области, Магнитогорский государственный университет занял первые места в номинациях «Лучший музей в высшем учебном заведении», «Образцовое студенческое общежитие».

В университете формируется творческая атмосфера, пропагандирующая будущую профессиональную деятельность. В связи с этим организуются различные научные студенческие кружки, творческие и проблемные группы; проводятся «Дни открытых дверей», научно-творческие конкурсы (конкурс чтецов славянских текстов, конкурс ораторов, конкурс компьютерной графики и анимации), конференции. В университете имеются научное студенческое общество, аспирантское объединение, Дворец культуры студентов, где занимаются десятки самодеятельных творческих коллективов. Основой нравственного и эстетического воспитания студентов становится проведение культурно-массовых мероприятий, праздничных концертных программ (студенческая весна, тематические вечера), театрализованных представлений, спектаклей, фестивалей, выставок (фотографий, живописи, в том числе в городской картинной галлерее), смотров-конкурсов, КВНов. Команда КВН «УЕздный город», которая считает ректора В. Ф. Романова своим главным вдохновителем, стала в 2002 г. чемпионом высшей лиги мирового первенства команд клуба веселых и находчивых.

Следствием оперативного реагирования администрации вуза на запросы системы педагогического образования региона является широкий спектр реализуемых в университете дополнительных специализаций (62 специализации) и образовательных программ. На факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов внедрено 29 дополнительных образовательных программ. За 2000-2003 гг. повышение квалификации и переподготовку прошли 2537 слушателей, из них 1863 получили документы государственного образца (удостоверения, свидетельства, дипломы).

Приказом Министерства образования и науки от 26.05.2005 № 1325 МаГУ получена лицензия на право ведения образовательной деятельности в области бизнес-информатики (высшее профессиональное образование). Направление бизнес-информатика утверждено приказом Министерства образования РФ от 08.07.2003 г. № 2947. Степень выпускника - бакалавр бизнес-информатики.

Особое внимание руководство вуза уделяет заботе о социально-незащищенной категории обучающихся. В университете осуществляется программа «Социальная поддержка студентов», которая предусматривает материальную помощь не только детям-сиротам, студентам-инвалидам, студентам, проживавшим в зоне Чернобыля, но и студентам из малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Ежегодно адресная социальная поддержка и материальная помощь из ректорского фонда оказывается до 1500 студентам. Кроме того, круглый год в распоряжении студентов имеются профилакторий и две спортивно-оздоровительные базы отдыха («Антей» и «Черемушки»).

Спортивно-оздоровительный комплекс МаГУ позволяет реализовать программы не только физического воспитания и оздоровления, но и физического совершенствования. Так, в течение 2000-2003 гг. вузом было подготовлено 874 спортсмена массовых разрядов, 25 перворазрядников, 14 кандидатов в мастера спорта, 3 мастера спорта, 1 мастер спорта международного класса; на технологическом факультете университета учатся чемпионы Мира и Европы, мастера международного класса, более трех десятков мастеров и кандидатов в мастера спорта.

Университет является членом учебно-методических объединений вузов по реализуемым направлениям и специальностям, Межвузовского центра дистанционного образования Минобразования России, участником совместных проектов с Институтом Археологии РАН по изучению памятников античности на территории юга России. В МаГУ открыто региональное представительство Федерального центра тестирования Минобразования России. На базе университета созданы Магнитогорский филиал Международной федерации социальных работников, Магнитогорское отделение Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, Региональный центр художественного образования и воспитания, Муниципальный лингвистический центр, которые ориентированы на творчески настроенных преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, специалистов-практиков, а также осуществляют учебно-методическое и консультационное взаимодействие Магнитогорского государственного университета с образовательными учреждениями Челябинской области.

Университет активно сотрудничает по основным направлениям своей деятельности с различными международными организациями и учреждениями: с немецкой службой академических обменов (DAAD), Международной Ассоциацией преподавателей французского языка, Первым Реннским университетом, Центром археологических исследований Жероны (Франция), Университетом Торонто (Канада), Французской археологической школой в Афинах (Греция), Университетом Мессены (Италия), Бухарестским университетом (Румыния), Центрально-Европейским Университетом в Будапеште (Венгрия), Центральным Университетом штата Арканзас (США), Гёте-институтом в Мюнхене (Германия), Ганноверским Университетом (Германия), Национальным музеем Дании и др.

В 2005 г. ректор МаГУ В. Ф. Романов отметил свой 65-летний юбилей. Увидел свет сборник статей, приуроченный к этому знаменательному событию: В. Ф. Романов. На историческом перепутье: Избранные статьи и интервью (1988-2004) / Отв. ред., сост., автор вступ. ст. проф. С. Г. Шулежкова. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 194 с. В книгу вошло около 60 статей и интервью 1988-2004 гг., отражающих мысли, дела и чувства ректора МаГУ.

Последнее обновление ( 21.11.2007 )
 
Вернуться
МаГУ
МаГУ
МаГУ