ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
http://www.masu.ru
Главная arrow Факультеты и кафедры arrow Факультет педагогики и методик начального образования arrow Каф. педагогики и психологии нач. образов.
   
 
 

Кафедра педагогики и психологии начального образования   Печать E-mail  
21.11.2007
Орехова Татьяна Федоровна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования
ЗАВ. КАФЕДРОЙ: Орехова Татьяна Федоровна, доктор пед. наук, проф.
АДРЕС: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Вокзальная 88, Институт педагогики при Магнитогорском государственном университете, ауд. 307.
ТЕЛЕФОН: (3519) 20-72-75.
E-MAIL: ---

Кафедра педагогики и психологии начального образования (первоначально (до 2002 г.) – кафедра педагогики начального образования, с 2002 по 2007 г. – кафедра педагогики начального и специального образования) была создана в 1993 г. Первой заведующей кафедрой стала канд. пед. наук, доц. Л. Д. Воронцова (1993-1994). С 1994 по 1995 гг. кафедрой заведовала декан факультета Т. В. Кружилина, тогда кандидат, а ныне доктор пед. наук, проф. В 1995 г. на должность заведующей кафедрой была избрана д-р пед. наук, проф. Т. Ф. Орехова, которая является ей и в настоящее время.

За годы существования кафедры на ней работали как преподаватели-стажисты, так и молодые специалисты – выпускники ПИМНО и других факультетов университета. Среди них Ю. В. Вандышева, Т. А. Завадская, И. Ю. Исаева, О. В. Камышева, О. О. Кащенко, С. В. Клевесенкова, Н. В. Кожушкова, О. А. Колмогорова, Е. Н. Кондрашова, Т. Г. Неретина, Е. А. Овсянникова, А. М. Саитов, А. А. Степанова, С. А. Циттель.

В настоящее время на кафедре работают 17 преподавателей: доктора пед. наук, проф. Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова; канд. пед. наук, проф. Л. А. Выходцева; канд. филол. наук, доц. Н. Р. Халитова; кандидаты пед. наук, доц. И. Ю. Исаева, Т. Г. Исакова, Е. Н. Кондрашова, В. Ф. Неретин, Т. Г. Неретина, Е. А. Овсянникова, Е. Б. Плотникова; доценты А. П. Бикмаева, Л. К. Верблюденко, О. А. Колмогорова; старшие преп. О. В. Камышева, С. В. Клевесенкова; ассистент А. А. Степанова. Уровень специалистов высшей квалификации (доктора и кандидаты наук) составляет 65 %.

Педагоги кафедры осуществляют подготовку студентов по специальностям:

  • 050708 – «Педагогика и методика начального образования»,
  • 050715 – «Логопедия»,
  • 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»,
  • 032001 – «Документоведение и документационное обеспечение управления.

    На всех отделениях ПИМНО преподавателями кафедры педагогики и психологии начального образования читаются следующие учебные курсы: методика преподавания изобразительного искусства с практикумом; методика преподавания труда с практикумом; лечебная гимнастика; массаж; основы детского массажа; основы домашней медицины; педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями; актуальные проблемы психологии и педагогики; безопасность жизнедеятельности; введение в специальность; воспитание родителей; здоровье семьи; инструктивный лагерь; интология и ее значение для коррекционной педагогики; история культурологии; история культуры России; история культуры Урала; комплексная практика; коррекционная работа с аутичными детьми; коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста; коррекционно-педагогическая работа с детьми-сиротами; коррекционно-логопедическая работа с детьми-сиротами; культурно-исторические памятники Урала; культурология; методика организации летней оздоровительной работы с детьми; методика преподавания естествознания; методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»; методы научных исследований; мировая культура и искусство; нормативно-правовая база педагогической деятельности учителя; обучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; организация досуговой деятельности в социально-культурном сервисе и туризме; организация досуговой деятельности детей и молодежи; организация здоровьетворящего образования в школе; основы культурно-оздоровительной деятельности; основы олигофренопедагогики; основы социологии; основы специальной педагогики и психологии; основы сурдопедагогики; педагогика; педагогика здоровья; педагогика коллективных отношений; педагогика начального образования. Введение в педагогическую специальность. Теория обучения детей мл. шк. возраста. Теория и методика воспитания; педагогика начального образования. Коррекционно-педагогическое воздействие в процессе. Социализация личности ребенка в с/с начального образования; педагогика начального образования. Теория и методика воспитания; педагогика начального образования. Введение в педагогическую специальность. Теория обучения детей младшего школьного возраста; педагогика начального образования. Введение в педагогическую специальность; педагогика начального образования. История воспитания; педагогика начального образования. Педагогические технологии; педагогика начального образования. Теория и методика воспитания; педагогика начального образования. Теория обучения детей младшего школьного возраста; педагогика. История образования; педагогика. История образования и педагогической мысли; педагогика. Коррекционная педагогика; педагогика. Общие основы; педагогика. Общие основы. Управление образовательными системами; педагогическая валеология; первые дни ребенка в школе; практикум по основам научно-исследовательской работы; психодиагностика; психология и педагогика; психология личности; психология. Возрастная и педагогическая психология; психология. Возрастная психология; Психология. История психологии. Общая психология; психология. Педагогическая психология; психология. Экспериментальная психология; связь с общественностью (Паблик рилейшен); семейное воспитание детей с нарушениями речи; сервисная деятельность; современные социологические теории; социальная педагогика; социальная психология; специальная дошкольная педагогика; специальная педагогика; теория и методика музыкального воспитания; учитель в мировой культуре; человек и его потребности; экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду; экологическое страноведение; экология края; эстетический практикум.

    Все преподаватели кафедры ведут научно-исследовательскую деятельность, осуществляют руководство педагогической практикой и научно-исследовательской работой студентов, занимаются научно-методическим обеспечением учебного процесса (доценты Е. Б. Плотникова и Т. Г. Неретина разработали учебно-методические комплексы, которые получили сертификаты МО и НРФ; программа Е. Б. Плотниковой «Управление образовательными системами» издана под грифом Министерства образования и науки Челябинской области).

    Члены кафедры активно участвуют в воспитательной работе на факультете: выполняют обязанности кураторов студенческих групп, принимают участие в факультетских праздниках, в студенческом самоуправлении. Женский вокальный ансамбль из числа преподавателей неоднократно выступал на факультетских и университетских мероприятиях.

    Отличительной особенностью кафедры педагогики и психологии начального образования является большая работа, проводимая за пределами университета: профессора Т. В. Кружилина и Т. Ф. Орехова в рамках проблематики своих докторских диссертаций проводят экспериментальную работу в различных образовательных учреждениях (школах, дошкольных образовательных учреждениях, педагогических колледжах) города и области; доценты И. Ю. Исаева и Т. Г. Исакова активно работают в системе дополнительного образования; доц. Т. Г. Неретина со ст. преподавателями С. В. Клевесенковой и О. В. Камышевой сотрудничают со специальными и коррекционными воспитательными и образовательными учреждениями города и области; доц. В. Ф. Неретин известен в городе своей практикой по реабилитации людей с бронхо-легочными заболеваниями; доц. Л. К. Верблюденко является ведущим методистом города в области преподавания мировой художественной культуры; доц. Е. Б. Плотникова занимается проблемами народной культуры как средства воспитания здоровой личности, а также проблемами управления в системе образования Под руководством зам. декана, доц. О. А. Колмогоровой на ПиМНО разворачивается студенческое самоуправление. Кроме того, проф. Т. Ф. Орехова является научным руководителем эксперимента по подготовке будущих учителей к сохранению и укреплению здоровья учащихся, который проводится на базе Миасского пед. колледжа; доц. Т. Г. Неретина руководит студенческим клубом «Стихия», доц. В. Ф. Неретин организовал на базе факультета «Школу здоровья».

    При кафедре действует аспирантура по специальностям 130001 – «Общая педагогика и история педагогики», 130008 – «Теория и методика профессионального образования». В рамках кафедры действует аспирантский семинар, которым руководит проф. Т. В. Кружилина. В числе аспирантов и соискателей кафедры – преподаватели МаГУ, выпускники факультета, педагоги образовательных учреждений города и области. С 1994 г. при кафедре под руководством проф. Т. Ф. Ореховой функционирует валеологический клуб «Круг», который посещают не только педагоги и студенты МаГУ, но и горожане. В течение 8 лет (с 1993 по 2001 гг.) при кафедре под руководством доц. Т. Г. Исаковой работала творческая лаборатория «Свеча», в 2002 г. при ее участии создана и функционирует городская творческая педагогическая лаборатория при научном руководстве Ш. А. Амонашвили. Т. Г. Исакова входит в редакционную коллегию журнала «Вестник Российской литературы», который издается при финансовой поддержке МаГУ.

    В целом работу преподавателей кафедры отличает направленность на культурное развитие студентов: Т. Г. Исакова, Л. К. Верблюденко регулярно организуют посещение студентами городских театров, выставок, киноклуба; Т. Г. Исакова проводят поэтические и музыкальные гостиные; организуются встречи с поэтами, музыкантами и художниками города. Л. К. Верблюденко в рамках своей педагогической деятельности организовывала для студентов факультета искусствоведческую практику в музеях г. Москвы и Подмосковья; О. А. Колмогорова ведет студию народных танцев на факультете индивидуальной специализации и довузовской подготовки МаГУ.

    Основные направления деятельности коллектива кафедры:

  • на базе кафедры работает лаборатория гуманной педагогики при научном руководстве Ш. А. Амонашвили (г. Москва) (Т. Г. Исакова, В. Ф. Неретин);
  • на базе кафедры организован и действует туристический клуб МаГУ «Стихия», который объединяет студентов и преподавателей университета. Целью клуба является становление духовно-нравственных и физических качеств личности средствами туризма и в условиях природной среды (Т. Г. Неретина);
  • преподаватели кафедры осуществляют научное руководства деятельностью таких учреждений города, как Магнитогорский психоневрологический интернат; Центр развития ребенка «Детский сад № 98»; МОУ дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» «Экополис» (Т. Ф. Орехова, Т. Г. Неретина, Т. Г. Исакова);
  • на базе кафедры работает «Школа здоровья», направленная на обучение студентов и населения города способам сохранения и укрепления здоровья, а также на избавление от бронхо-легочных заболеваний безлекарственными способами (В. Ф. Неретин);
  • преподаватели кафедры сотрудничают со школами №№ 1, 45, 55, 59, 64, 66; детскими домами №№ 2, 3; ПУ № 104, детской поликлиникой № 2; Дворцом творчества детей и молодежи; Детской картинной галереей. Члены кафедры участвуют в выработке концепции воспитательных систем образовательных учреждений (Т. Г. Исакова, Т. В. Кружилина);
  • совершенствуются учебно-вспомогательный процесс в вузе и научно-методическое обеспечение новых специальностей;
  • организуются городские научно-практические конференции;
  • осуществляется научное консультирование педагогов и учителей начальных классов школ города и области;
  • рецензируются квалификационные работы учителей;
  • преподаватели кафедры являются членами аттестационных комиссий дошкольных и школьных образовательных учреждений г. Магнитогорска и Челябинской области;
  • организуются и проводят курсы повышения квалификации на факультете переподготовки кадров МаГУ для воспитателей детских домов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, педагогов-логопедов;
  • осуществляется научное руководство региональной экспериментальной площадкой на базе Миасского педагогического колледжа (Т. Ф. Орехова).

    Преподаватели кафедры являются постоянными участниками различных конференций. Так, за последние три года они выступили с докладами на международных научных конференциях «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005), «Оздоровление средствами образования и экологии» (Челябинск, 2006), «Право собственности в России: вопросы теории и практики» (Пенза, 2006), «Оздоровление средствами образования и экологии» (Челябинск, 2006); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения качества университетского образования» (Кемерово, 2004); на региональных научно-практических конференциях «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения в вузе» (Магнитогорск, 2004), «Проблема качества дополнительного профессионального образования» (Магнитогорск, 2005), «Оздоровление средствами образования: региональные аспекты» (Челябинск, 2005) и др. С 1995 по 2004 гг. члены кафедры организовывали и принимали участие в ежегодном фестивале «Урал – Планета студенческая», который проводился со 2 по 9 июля на озере Тургояк (Т. Г. Неретина, Т. Ф. Орехова, В. Ф. Неретин, Т. В. Кружилина).

    Основные публикации специалистов кафедры за 2001-2007 гг.:

    1. Исакова Т. Г. Гармония общения : метод. пособие для учителей нач. классов / Т. Г. Исакова. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 151 с.

    2. Исакова, Т. Г. «Дошкольный проект». Логика : учеб.-метод. пособие для педагогов доп. образования, воспитателей, родителей / Т. Г. Исакова. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 52 с.

    3. Исакова, Т. Г. Использование приемов РТВ (ТРИЗ) в развитии логического мышления детей : учеб.-метод. пособие для студ. дн. и заоч. отд. ф-та педагогики и методики нач. образования по спец-ти «Педагогика и методика начального образования» / Т. Г. Исакова, Л. П. Блощицина. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 90 с.

    4. Исакова, Т. Г. Уроки Мудрости, Любви и Доброты : учеб.-метод. пособие / Т. Г. Исакова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006.

    5. Кондрашова, Е. Н. Совершенствование методики формирования историко-краеведческих понятий у младших школьников : метод. рекомендации / Е. Н. Кондрашова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 34 с.

    6. Кружилина, Т. В. МаГУ вчера и сегодня : Исторический очерк (Книга) / Т. В. Кружилина. – Магнитогорск : МаГУ, 2002. – 229 с.

    7. Кружилина, Т. В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями : моногр. / Т. В. Кружилина. – Магнитогорск : МаГУ, 2001. – 296 с.

    8. Неретина, Т. Г. Вместе весело шагать… : Образование младших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения : программно-метод. комплекс / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 121 с.

    9. Неретина Т. Г. Педагогика развития для особых детей : учеб. пособие по специальной педагогике для студ. заоч. и оч. отд. / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 112 c.

    10. Орехова, Т. Ф. Здоровое поколение : Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы / Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 66 c.

    11. Орехова, Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе : моногр. / Т. Ф. Орехова. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 355 с.

    12. Орехова, Т. Ф. Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам : метод. пособие для студ. дн. и заоч. отд. ф-та педагогики и методики начального образования по спец-ти «Педагогика и методика начального образования» Т. Ф. Орехова, Н. Ф. Ганцен. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 122 с.

    13. Плотникова, Е. Б. Педагогика бесписьменной цивилизации в условиях информационного общества : моногр. / Е. Б. Плотникова. – Челябинск : Южно-Уральское книжное изд-во, 2006. – 160 с.

    14. Плотникова, Е. Б. Педагогика межнационального общения : учеб.-метод. комплекс / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 133 с.

    15. Плотникова, Е. Б. Социальная педагогика в кратком изложении : тезисы, схемы, тесты : учеб.-метод. пособие для студ. оч. и заоч. отд. вузов / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

    16. Плотникова, Е. Б. Теория и технологии управления образовательными системами : учеб. пособие для студ. оч. и заоч. отд. педвузов, менеджеров общего и доп. образования / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 152 с. (Под грифом Министерства науки и образования Челябинской области.)

    17. Плотникова, Е. Б. Управление образовательными системами : учеб.-метод. комплекс / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 150 с.

    18. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения : программно-метод. пособие / под общ. ред. Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240 с.

  • НА КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ СЛЕДУЮЩУЮ НАУЧНУЮ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

    Последнее обновление ( 29.11.2007 )
     
    « Пред.   След. »
    МаГУ
    МаГУ
    МаГУ
    НОВОСТИ ПиМНО

    КАФЕДРЫ ПиМНО