ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
Главная arrow Подразделения arrow Отделение заочного обучения
   
   
>

Отделение заочного обучения   Печать E-mail  
16.11.2007
Шулежкова Светлана Григорьевна, доктор филол. наук, проф., проректор по учебной работе на заочном отделении
РУК. ОТДЕЛА: Шулежкова Светлана Григорьевна, доктор филол. наук, проф., проректор по учебной работе на заочном отделении
АДРЕС: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, Магнитогорский государственный университет, ауд. 101.
ТЕЛЕФОН: (3519) 35-14-80.
E-MAIL: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Заочное отделение в МГПИ-МаГУ существует с января 1937 г., когда по указанию Наркомпроса РСФСР вечерний педагогический институт был переведен на заочную систему обучения. До 1953 г. на четырех факультетах: физико-математическом, историческом, русского языка и литературы и естественно-географическом, – заочное отделение вручило дипломы 303 выпускникам.

За годы существования отделения заочного обучения (ОЗО) здесь сменилось немало руководителей. С 1949 по 1953 гг. заместителем директора по ОЗО на общественных началах был Ф. А. Орехов, а одним из первых проректоров по ОЗО З. И. Левченко (1965-1973). Она провела большую работу по организации систематических межсессионных учебных занятий в консультационных пунктах, что способствовало сокращению отсева студентов-заочников и второгодничества. Позже проректорами по ОЗО работали канд. филол. наук, доц. Б. Б. Максимов (1973-1975); канд. ист. наук, доц. Н. М. Кутепова (1975-1978); канд. пед. наук, доц. Ю. В. Чернов (1978-1982); канд. техн. наук, доц. В. А. Кузнецов (1982-1988); канд. филол. наук, доц., позднее защитивший докторскую диссертацию, А. В. Подгорский (1988-1990). С 1991 г. ОЗО возглавляет д-р филол. наук, проф. С. Г. Шулежкова. Методистами на ОЗО работали Е. И. Шмакова (1957-1959), Л. В. Алтухова (1971-1972), З. Н. Селитовская (1972-1984), Д. Р. Лизунова (1971-1983), Н. М. Богачева (1975-1985), Л. А. Семенова (1983-1992), Т. К. Юрченко (1971-2000), Р. Ш. Нащекина (1995-1997), С. Г. Кулакова (1997-2001), А. А. Минниханова (1996-2002).

Руководство ОЗО

Управление отделением заочного обучения осуществляется проректором по УР (ОЗО), доктором филол. наук, проф. С. Г. Шулежковой через методический отдел, секретариат, деканов, заместителей деканов по ОЗО и через маркетинговую службу.

Учебно-методический отдел и секретариат ОЗО сегодня – это слаженный, высококвалифицированный, профессиональный коллектив. В настоящее время на заочном отделении работают Людмила Николаевна Панкратова (методист факультета дошкольного воспитания), Тамара Михайловна Давлетбаева (методист социального факультета), Алла Зиновьевна Чмеленко (методист исторического факультета), Татьяна Сергеевна Мосунова (методист факультета изобразительного искусства и дизайна и факультета психологии), Юлия Владимировна Смирнова (методист факультета ПиМНО), Евгения Валентиновна Лященко (методист технологического факультета), Людмила Александровна Ветюгова (методист филологического факультета). Интеллигентность, профессионализм, пунктуальность в ведении всех дел характеризуют работу отдела. Все методисты и секретари отдела имеют высшее образование, Т. М. Давлетбаева – канд. филол. наук, а Е. В. Лященко работает над кандидатской диссертацией.

В секретариате заочного отделения безупречно работают Наталья Рашитовна Марина, Елена Юрьевна Засова, Елена Николаевна Борисова, Елена Викторовна Дмитриева, Татьяна Васильевна Колесникова.

Сотрудники ОЗО

Людмила Семеновна Руднева и Альбина Яковлевна Туленкова – работники маркетинговой службы ОЗО – обеспечивают рекламную кампанию необходимыми информационными материалами в период подготовки нового набора на ОЗО; налаживают деловые контакты с органами народного образования, социальными службами, образовательными учреждениями в целях привлечения для учебы в университет лиц, получивших общее среднее и среднее специальное образование; оформляют договоры на оказание образовательных услуг с лицами, рекомендованными приемной комиссией к зачислению.

На факультетах работают заместители деканов по заочному отделению: доц. Галина Захаровна Самонина (техфак), Сергей Сергеевич Абрамов (ФИИД), канд. пед. наук, доц. Наталья Федоровна Ганцен (ПиМНО), канд. пед. наук, доц. Галина Антоновна Кудрявцева (социальной факультет), ст. преп. Андрей Викторович Безруков (исторический факультет), канд. пед. наук, проф. Людмила Ивановна Сайгушева (факультет дошкольного образования), доц. Марина Васильевна Костюченко (факультет психологии), канд. филол. наук, доц. Елена Валерьевна Малеко (филологический факультет).Заместители деканов по ОЗО

Коллектив заочного отделения работает в атмосфере координации деятельности ОЗО с канцелярией, деканатами, библиотечным комплексом, диспетчерской, АХЧ, студгородком университета.

С 1991 г. до настоящего времени проректором по заочному отделению работает д-р филол. наук, проф. Светлана Григорьевна Шулежкова. За четырнадцать лет ее руководства заочное отделение стало одним из крупнейших подразделений университета, где занято около 70 % профессорско-преподавательского состава МаГУ. В МаГУ получают высшее образование по заочной форме обучения многие работники народного образования и работники социальной сферы, а также безработные, домохозяйки, военнослужащие и т. д.

В настоящее время на заочном отделении обучается около 3500 студентов. Занятия с ними проходят на 9 факультетах:

Высшее образование без отрыва от производства можно получить по 17 основным специальностям:

  • 031001 – «Филология»
  • 031401 – «Культурология»
  • 030601 – «Журналистика»
  • 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»
  • 050708 – «Педагогика и методики начального образования»
  • 050715 – «Логопедия»
  • 080507 – «Менеджмент организации»
  • 050602 – «Изобразительное искусство»
  • 030301 – «Психология»
  • 030401 – «История»
  • 050711 – «Социальная педагогика»
  • 040101 – «Социальная работа»
  • 050502 – «Технология и предпринимательство»
  • 260902 – «Конструирование швейных изделий»
  • 032401 – «Реклама»
  • 032001 – «Документоведение и документационное обеспечение управления»
  • 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»

Кроме того, на заочном отде­лении можно получить образование по 15 следующим специализациям:

  1. риторика,
  2. теория и практика лексикографии,
  3. литературная критика и редактирование,
  4. теория и история художественной культуры,
  5. теория языка,
  6. менеджмент культуры,
  7. межкультурная коммуникация,
  8. периодическая печать,
  9. телевидение,
  10. радиовещание;
  1. управление дошкольным образованием,
  2. организация обучения на дому;
  1. экологический менеджмент;
  1. дизайн,
  2. черчение и художественная графика;
  1. социальная работа с семьями и детьми;
  1. декоративно-прикладное творчество,
  2. дизайн бытовых и промышленных изделий,
  3. финансовый менеджмент,
  4. демонстрация одежды,
  5. художественный дизайн в рекламе,
  6. менеджмент в спорте,
  7. менеджмент в рекламе,
  8. конструирование изделий по индивидуальным заказам.

Решая проблему доступности высшего образования без отрыва от производства, МаГУ силами отдела непрерывного образования (проректор А. А. Топорков) пошел на открытие пунктов дистанционной подготовки. Если в 1999 г. при МаГУ было только 5 пунктов дистанционной подготовки в 4 городах Южного Урала (Златоусте, Троицке, Оренбурге и Челябинске), то в 2006 г. таких пунктов стало 25 (в 18 городах и районных центрах). Само количество специальностей увеличилось в 5 раз.

Таким образом, с 2005 г. помимо основной учебно-лабораторной базы, студенты-заочники могут использовать учебно-консультационные пункты дистанционной подготовки, дислоцирующихся в Оренбурге, Златоусте, Миассе, Кыштыме, Троицке, Бредах, Карталах, Верхнеуральске, Магнитогорске, Сибае, Чесме, Челябинске, Кургане, Белорецке, Южноуральске, Кизиле, Орске, Фершампенуазе, Куса, Варне, Аскарово, Уйское. Более 4500 слушателей получают образование без отрыва от производства. Занятия с ними проходят на 10 факультетах:

по 19-ти специальностям:

  • 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»
  • 050708 – «Педагогика и методики начального образования»
  • 050715 – «Логопедия»
  • 080507 – «Менеджмент организации»
  • 050602 – «Изобразительное искусство»
  • 070801 – «Декоративно-прикладное искусство»
  • 030301 – «Психология»
  • 030401 – «История»
  • 040101 – «Социальная работа»
  • 050502 – «Технология и предпринимательство»
  • 260902 – «Конструирование швейных изделий»
  • 080116 – «Математические методы в экономике»
  • 050706 – «Педагогика и психология»
  • 031202 – «Перевод и переводоведение»
  • 010501 – «Прикладная математика и информатика»
  • 261001 – «Технология художественной обработки материалов»
  • 050301 – «Русский язык и литература»
  • 100103 – «Социально-культурный сервиз и туризм»
  • 032001 – «Документоведение и документационное обеспечение»

Сроки обучения на заочном отделении зависят от исходного среднего образования: для лиц, получивших общее среднее образование, – 6 лет; для лиц, имеющих соответствующий диплом о среднем профессиональном образовании, – 4 года. На заочном отделении можно получить второе высшее образование в сокращенные сроки.

енденция к расширению спектра специальностей, которые предлагает ОЗО, продолжает действовать. В 2004 г. университет открыл при филологическом факультете новую специальность – «Журналистика».

Динамика приема на заочное отделение за последние 3 года

Годы План набора Общее кол-во Бюджет Контракт Подано заявлений Конкурс
2002 283 626 337 289 927 3,3
2003 495 803 495 308 1341 3,6
2004 492 803 492 311 1749 3,5
2005 477 810 477 333 1612 3,8
2006 350 711 350 361 1774 3,6

Как видно из приведенных данных, в среднем приток абитуриентов на заочное отделение остается приблизительно на одном уровне. Увеличение числа поступающих в 2003 г. на 400 с лишним человек по сравнению с 2002 г. можно объяснить тем, что на ОЗО был объявлен набор на ряд новых дефицитных специальностей.

Учебные планы заочного отделения по всем специальностям совпадают с аналогичными учебными планами дневного отделения, что облегчает переход с дневной формы обучения на заочную и наоборот.

О престижности высшего заочного обучения в МаГУ свидетельствует высокий конкурс на вступительных экзаменах. Он сохраняется вот уже несколько последних лет на разных факультетах от 2-х до 8-ми человек на место. Социологический опрос на заочном отделении показал, что большинство студентов удовлетворено уровнем преподавания и положительно оценивает морально-психологический климат в МаГУ. Они дорожат тем, что получают образование именно в Магнитогорском государственном университете.

Оценивать результаты учебно-воспитательной деятельности на ОЗО можно по итоговой государственной аттестации. Результаты свидетельствуют о том, что абсолютная и качественная успеваемость выпускников дневного и заочного отделений при итоговой аттестации практически совпадают. Так, в 2000 г. итоговую аттестацию прошли 647 студентов ОЗО. При этом абсолютная успеваемость составила 99,5 % (при 99,7 % на дневном отделении), качественная же успеваемость у выпускников заочного отделения составила 70 %, что оказалось на 2 % выше, чем на стационаре.

В МаГУ проблеме повышения качества подготовки специалистов с высшим заочным образованием уделялось всегда большое внимание. Так, в 1997/1998 уч. г., когда еще университет был МГПИ, работа заочного отделения проходила под знаком выработки концепции развития высшего педагогического образования без отрыва от производства. С этой целью 17-19 ноября 1997 г. на базе института была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Концепция развития высшего педагогического образования без отрыва от производства в новых социально-экономических условиях». В ней приняло участие около 90 человек из разных регионов России. Руководство института способствовало внедрению в систему заочного обучения новейших педагогических технологий. Помимо проведения цикла открытых занятий на ОЗО, администрация отдела приложила максимум усилий к тому, чтобы новейшие педагогические технологии стали достоянием всех педагогов заочного отделения. Тезисы докладов наиболее талантливых педагогов на Всероссийской конференции были опубликованы к ее началу. На конференции было отобрано более 30 работ преподавателей МГПИ на Всероссийский конкурс учебников и методических пособий для студентов-заочников.

Руководство университета делало и делает все возможное для укрепления материально-технической базы ОЗО и его кадрового состава. Сегодня в распоряжении работников отдела компьютеры, принтеры, ксерокс, сканер. Заочное отделение подключено к системе Internet, имеет телефонную связь. Расширяются площади административного помещения ОЗО. Ректорат вкладывает немалые средства, обеспечивая студентов ОЗО необходимой учебно-методической литературой. 40 % изданий типографско-издательского комплекса МаГУ предназначено для студентов заочного отделения. Научно-методическое обеспечение студентов ОЗО является одним из приоритетных направлений в работе заочного отделения и его руководителя – проректора С. Г. Шулежковой.

Основные направления воспитательной работы на заочном отделении можно было бы охарактеризовать как

  • пропедевтическое, цель которого – обеспечение адаптации первокурсников к студенческой жизни;
  • учебно-методическое, цель которого – научить студента-заочника грамотно добывать знания в системе обучения без отрыва от производства;
  • этическое, цель которого – привитие норм общественной морали в условиях университетского обучения;
  • патриотическое, цель которого – воспитание любви к отечеству, к родному университету;
  • эстетическое.

    Основными принципами воспитательного воздействия на коллектив студентов ОЗО избраны профилактический (для предупреждения негативных поступков), информационный, действенно-образцовый и принцип системности.

    Выпускники ОЗО

    Формы воспитательного воздействия используются самые разнообразные, традиционные и изобретенные отделом. Это и личные беседы с будущими и настоящими студентами и их родственниками, и производственные собрания, которые проводятся в начале каждой учебно-экзаменационной сессии, и старостаты, и встречи с проректором, и торжественное вручение дипломов выпускникам, и письма с благодарностями в организации, где работают студенты.

    Но главное, конечно, – кропотливая, пунктуальная, тактичная работа всего аппарата ОЗО с заочниками: своевременная реакция на все их запросы, письма, просьбы. Так, для отдела правилом является пунктуальность (график работы строго выдерживается; ответы на письма даются непременно в течение одного-двух дней; заявления визируются в момент визита студента, справки выдаются без волокиты; никто из отдела не позволяет себе некорректного поведения по отношению к студентам).

    Управление коллективом студентов-заочников осуществляется через штатных сотрудников ОЗО, заместителей деканов по ОЗО, деканов факультетов с использованием различных форм организационного и воспитательного воздействия, в числе которых:

  • еженедельные оперативные совещания при проректоре, на которые приглашаются методисты ОЗО, секретариат и специалисты маркетингового отдела;
  • оперативные совещания при проректоре с приглашением зам. деканов по ОЗО совместно с остальными службами заочного отделения (2 раза в месяц);
  • учебно-производственные собрания в периоды учебно-экзаменационных сессий на всех курсах по всем специальностям;
  • встречи с руководством университета всех студентов, зачисленных на заочное отделение;
  • старостаты.

    Из новых форм воспитательной работы на ОЗО можно назвать вечера, которые проводятся специально для студентов ОЗО в актовом зале; торжественные, с концертами, зачисления первокурсников ОЗО, встречи заочников с ведущими учеными университета, с деятелями искусства города, вовлечение студентов ОЗО в рекламную кампанию накануне нового набора на ОЗО.

    Как показывают результаты анкетирования, эти формы погружения заочников в научную, эстетическую и этическую атмосферу университета играют огромную роль в воспитании чувства гордости за Россию, отечественную науку, за университет.

    На заочном отделении фактически работают те же преподаватели, которые ведут занятия на дневном отделении. Исключение составляют лишь преподаватели кафедры физкультуры и трех кафедр факультета иностранных языков (немецкого языка, английской филологии и английского языка). За вычетом этих преподавателей, 456 педагогов ведут занятия со студентами-заочниками. Из них 40 – доктора наук, 265 кандидатов наук, 38 профессоров, 154 доцента. Процент дипломированных специалистов, работающих на заочном отделении, равен 60.

    Следует отметить высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего обучение по блоку специальных дисциплин на филологическом факультете по специальностям «Филология» и «Культурология» (до 90 %).

    В соответствии с намеченной Программой развития заочного отделения особое внимание в последние годы было обращено на учебно-методическое обеспечение студентов. Эта работа велась в 2-х направлениях:

    1) плановое обновление и пополнение книжного фонда библиотечного абонемента ОЗО, а также специализированных лабораторий и кабинетов университета, где студенты-заочники могут выполнять самостоятельные работы, учебниками и учебными пособиями, изданными в центральных издательствах;

    2) издание на собственной типографской базе учебных и учебно-методических пособий, подготовленных наиболее опытными преподавателями университета.

    Ректорат неоднократно специально выделял значительные средства для покупки учебников, предназначенных для студентов ОЗО. В итоге обеспеченность книгами по разным специальностям колеблется между 3,9 (по новым специальностям) и 30,2 по классическим, традиционным специальностям (например, по филологии), на каждого студента. Руководство библиотеки сумело в короткий срок обеспечить новыми учебниками введенные специальности: «Историю», «Логопедию», «Культурологию», «Социологию», «Менеджмент организации», «Социальную педагогику». Сейчас встала задача оснащения учебно-методической литературой недавно отлицензированных специальностей: «Рекламы», «Журналистики», «Конструирования швейных изделий». Требуется новейшая литература по экономике, по техническим дисциплинам. В этих условиях администрация ОЗО прикладывает немало усилий, привлекая творческие силы профессорско-преподавательского состава к созданию и публикации учебно-методических и дидактических материалов, предназначенных для студентов ОЗО. Сложилась традиция смотров-конкурсов учебно-методических изданий, предназначенных для студентов ОЗО, которые проводятся регулярно, каждые 2 года. В этих конкурсах принимают участие как отдельные авторы, так и творческие коллективы. Сейчас, благодаря совокупным усилиям директора библиотеки Л. В. Котельниковой, редакционно-издательского отдела, администрации МаГУ и творческому вкладу лучших кадров МаГУ, на каждого студента ОЗО по каждой дисциплине в среднем приходится от 0,6 до 0,9 книг. Ряд учебников и учебных пособий, прошедших через наши внутривузовские конкурсы, завоевали всероссийское признание и изданы в центральных издательствах под Грифом Министерства образования и специализированных УМО. Это учебник проф. Ф. А. Мустаевой по социальной педагогике, учебное пособие «Старославянский язык», получившей во всероссийском конкурсе «Университетская книга» диплом III степени и выдержавший уже 4 издания, в том числе в издательстве «Флинта; Наука» под грифом Министерства образования; несколько учебных пособий по декоративно-прикладному искусству проф. Р. А. Гильман, вышедших под грифом Министерства образования и под грифом УМО; учебные пособия по декоративно-прикладному искусству проф. М. В. Соколова и др. На последнем конкурсе в 2004 г. было представлено более 130 работ от 32 кафедр университета.

    На данном этапе руководство ОЗО успешно решает проблему создания электронной библиотеки для студентов ОЗО и введения элементов дистанционного обучения. Решением руководства университета с 30 лучшими педагогами МаГУ заключены контракты на написание учебников и учебных пособий нового поколения. Очередной конкурс учебно-методических изданий для студентов ОЗО состоится в ноябре 2005 г.

    Библиотека постоянно занимается обновлением учебно-методического фонда ОЗО, используя все средства связи с центральными издательствами и систему книгооборота в стране.

    ОЗО имеет выход через Internet в международные и российские информационные сети (7 компьютеров в методическом отделе, 3 – в секретариате, 1 – у менеджерской службы), и масса дидактических материалов по различным блокам дисциплин доходит до студентов-заочников через нашу компьютерную сеть. Заочное отделение в скором времени получит компьютерный класс со своим оператором, со своей множительной техникой, где студент-заочник под руководством консультанта сможет получать знания, контролировать уровень своих навыков, «сдавать тесты», слушать записанные лекции лучших профессоров и доцентов не только МаГУ, но и России в целом.

    Материально – техническая база учебного процесса ОЗО совпадает с материально-технической базой дневного отделения. В распоряжении студентов ОЗО все 3 читальных зала, специальный абонемент учебной литературы, кабинеты и лаборатории, специализированные аудитории для лекций и практических занятий. На время учебно-экзаменационных сессий продлевается рабочий день в читальных залах и на абонементе. Поскольку потоки заочников рассредоточены по всему учебному году, создаются благоприятные условия для реализации учебного процесса, у студентов есть возможность нормально общаться с преподавателями, получать полноценные консультации.

    Заочное отделение призвано решать ряд задач, среди которых главная – соответствовать университетскому статусу. С этой целью университет, с одной стороны, поддерживает инновационность во всех областях знаний, с другой, он является гарантом сохранения традиций, академического порядка и стабильности; он закладывает фундаментальные знания, которые можно будет адаптировать, корректировать и использовать в стремительно меняющемся мире. Современное университетское образование не может по старинке подчиняться девизу «знания – умения – навыки», который был краеугольным камнем репродуктивной педагогики предыдущего века. О. Б. Томилин в статье «Высшая школа и XXI век: что за горизонтом?» («Преподаватель», 1999. – № 5. – С. 12) не без основания говорит о том, что дидактической триадой университетского образования сегодня должна стать формула «знания – оценка – ориентация». Умения и навыки, естественно, присутствуют здесь, но они играют роль необходимого инструмента в достижении «оценки» и «ориентации».

    Заочное отделение настроено на адекватную реакцию в меняющемся образовательном рынке Южно-Уральского региона и России в целом. Оно проявляет гибкость и оперативность при объявлении набора абитуриентов на различные специальности, стремясь, с одной стороны, не допускать спада интереса к основным специальностям университета, с другой стороны, разумно вводить новые специальности, особенно тогда, когда у слушателей есть потребность в получении второго высшего образования, в перепрофилировании.

  • Последнее обновление ( 30.11.2007 )
     
    « Пред.   След. »
    Вернуться
    МаГУ
    МаГУ
    МаГУ