ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
Главная arrow Межфакульт. кафедры arrow Кафедра методологии образования и естествознания
   
   
>

Кафедра методологии образования и естествознания   Печать E-mail  
13.11.2007
Гранатов Георгий Георгиевич, докт. пед. наук, проф., зав. каф. методологии образования и естествознания
ЗАВ. КАФЕДРОЙ: Гранатов Георгий Георгиевич, докт. пед. наук, проф.
АДРЕС: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, Магнитогорский государственный университет, ауд. 239.
ТЕЛЕФОН: (3519) 35-96-54.
E-MAIL: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Кафедра методологии образовании и естествознания была открыта на основании решения Совета института от 26.02.1999 г. (протокол № 6) о разделении кафедры методологии образования и социальной педагогики (зав. каф. – Г. Г. Гранатов) на 2 кафедры и на основании приказа 79/1 от 31.05.1999 г.

Коллектив кафедры методологии образования и естествознания © Магнитогорский государственный университет МаГУ

С момента основания кафедры ею заведует д-р пед. наук, проф. Г. Г. Гранатов. В данный момент на кафедре работают 6 преподавателей: д-р пед. наук, проф. Г. Г. Гранатов; канд. пед. наук, проф. Е. Н. Ращикулина; кандидаты пед. наук, доц. З. М. Гранатова, А. С. Каминский, Л. П. Панова, Н. А. Плугина. Уровень дипломированных специалистов составляет 100 %. При кафедре обучаются аспиранты и соискатели.

Преподаватели работают на факультетах дошкольного воспитания, информатики, педагогики и методики начального обучения, на физико-математическом, технологическом, психологическом, социальном факультетах.

При кафедре функционирует кабинет астрономии и естествознания (зав. – Т. Г. Байкина). Деятельность кабинета подчинена решению следующих задач:

  • профессиональное образование студентов-физиков (в будущем преподают астрономию в школе);
  • повышение научной квалификации преподавателей астрономии школ г. Магнитогорска и близлежащих населенных пунктов;
  • проведение астрономических научно-практических исследований студентами. В 2005-2006 уч. г. кафедра методологии образовании и естествознания согласно требованиям государственного образовательного стандарта обеспечивает преподавание следующих дисциплин:
  • концепции современного естествознания (на технологическом, физико-математическом, дошкольном, социальном факультетах, факультете информатики, педагогики и методик начального образования);
  • социальная экология (на социальном факультете);
  • философия и история образования (на технологическом, психологическом, физико-математическом факультетах, факультете дошкольного воспитания);
  • общая физика (на технологическом факультете);
  • астрономия (астрофизика) (на физико-математическом факультете);
  • пропедевтические основы подготовки ребенка к школьному обучению (на факультете дошкольного воспитания).

    В 2005-2006 уч. г. специалисты кафедры читали следующие спецкурсы:

  • «Система идей современной физики и астрономии» (на физико-математическом факультете);
  • «Методология научного исследования» (на психологическом факультете);
  • «Организация взаимодействия дошкольного учреждения с начальной школой» (на факультетах дошкольного воспитания, педагогики и методики начального обучения);
  • «Преемственность в развитии понятий дошкольников и младших школьников» (на факультетах дошкольного воспитания, педагогики и методики начального обучения).

    Кафедра методологии образования и естествознания обеспечивает повышение квалификации слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов по следующим направлениям, которые являются основными направлениями работы кафедры и сферой научных интересов преподавателей:

  • методология развивающего образования (подходы, принципы и методы новаторских педагогических систем) – проф. Г. Г. Гранатов;
  • методология и методика формирования у учащихся и студентов научных понятий (все преподаватели);
  • понятийно-деятельностная технология развития у студентов обобщенного умения решать задачи (доц. З. М. Гранатова);
  • методология и методика научно-педагогических исследований (проф. Г. Г. Гранатов, проф. Е. Н. Ращикулина);
  • мировоззренческие вопросы школьного курса физики (идеи физической картины мира, теории относительности, оптики и квантовой физики) – проф. Г. Г. Гранатов;
  • педагогика и психология мышления (его активизация, приемы развития педагогической рефлексии) – доц. А. С. Каминский, Г. Г. Гранатов;
  • развитие понятийно-образного мышления дошкольников (проф. Е. Н. Ращикулина);
  • методика формирования у студентов интегративных естественнонаучных понятий (доц. Н. А. Плугина).

    Основные задачи кафедры на протяжении нескольких лет существенно не изменяются, и их можно сформулировать следующим образом:

    1) совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов при изучении педагогических, методологических, естественнонаучных и спецдисциплин (философии и истории образования, концепций современного естествознания, общей физики, астрономии и спецкурсов – все преподаватели);

    2) разработка научных основ развивающего образования и уточнение роли метода дополнительности в диалектической логике (Г. Г. Гранатов);

    3) подготовка студентов и работников ДОУ к эффективному развитию понятийно-образного мышления детей (Е. Н. Ращикулина);

    4) проблема непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования (Е. Н. Ращикулина);

    5) совершенствование межкафедральных и междисциплинарных связей (Г. Г. Гранатов, З. М. Гранатова, Е. Н. Ращикулина);

    6) разработка теоретических и методологических проблем философии образования и современного естествознания (все преподаватели);

    7) корректировка и совершенствование рабочих программ по учебным дисциплинам на всех факультетах (все преподаватели);

    8) способствование научному и профессиональному росту ассистентов, аспирантов и соискателей кафедры (Г. Г. Гранатов).

    За последние 3 года члены кафедры приняли участие в работе ряда конференций: в международных научно-практических конференциях «Развивающее образование ХХI века» (Горно-Алтайск, 2003), «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004), «Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения XXI века» (Челябинск, 2005); в региональной научно-методической конференции «Современные технологии непрерывного образования» (Магнитогорск, 2003); в конференции при институте образования и педагогики РАО и лаборатории дидактики «Модернизация современного образования: теория и практика» (Москва, 2004); во всероссийских научно-практических конференциях «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004), «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2005), «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы» (Москва, 2005); в IV региональной научно-практической конференции «Проблема сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2004); в VII межвузовской научно-практической конференции «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2006).

    Кафедра поддерживает творческие связи с учеными Челябинска, Екатеринбурга, Кургана, Горно-Алтайска и др. Г. Г. Гранатов сотрудничает с отделом философии образования РАО РФ (В. В. Краевский) и осуществляет научные связи с кафедрой педагогики российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). Георгий Георгиевич входит в состав диссертационного совета МаГУ Д 212.112.01 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»; 13.00.02 – «Теория и методика профессионального образования».

    Проф. Е. Н. Ращикулина изучает проблему непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования и ведет активную научно-исследовательскую работу на базе ДОУ №№ 118, 115, 23, 25, 27 и СОШ № 61 г. Магнитогорска.

    З. М. Гранатова, Е. Н. Ращикулина, Г. Г. Гранатов в 2000 г. участвовали в российском конкурсе грантов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук.

    Преподаватели кафедры методологии образовании и естествознания участвуют в организации ежегодной областной педагогической олимпиады, проводимой в ЧГПУ. Традиционно работает студенческий астрономический научно-методический кружок. Организуются школьные астрономические олимпиады городского уровня.

    Основные публикации специалистов кафедры за 1999-2004 гг.:

    1. Гранатов, Г. Г. Идейно-понятийное содержание современного естествознания : учеб. пособие / Г. Г. Гранатов. – Магнитогорск : МаГУ, 2001. – 183 с.
    2. Гранатов, Г. Г. Концепции современного естествознания (картина природы и феномен человека) : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 351 с.
    3. Гранатов, Г. Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий) : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. – М. : Флинта : МПСИ, 2005. – 576 с.
    4. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) : монография / Г. Г. Гранатов. – Магнитогорск : МаГУ, 2000. – 195 с.
    5. Гранатова, З. М. Развитие у студентов интегративных умений на практических занятиях : метод. рек. / З. М. Гранатова, Л. П. Панова. – Магнитогорск : МаГУ, 2005. – 33 с.
    6. Гранатова, З. М. Реализация понятийно-деятельностной технологии развития у учащихся обобщенного умения решать задачи : учеб. пособие / З. М. Гранатова. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 109 с.
    7. Плугина, Н. А. Дидактические материалы к семинарским занятиям по курсу «КСЕ» : метод. рек. / Н. А. Плугина, Л. П. Панова, З. М. Гранатова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 83 с.
    8. Плугина, Н. А. Методические рекомендации для подготовки студентов к проведению аттестации по курсу «КСЕ» / Н. А. Плугина. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – Ч. 2. – 40 с.
    9. Ращикулина, Е. Н. Преемственность в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников : монография / Е. Н. Ращикулина. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 128 с.
    10. Ращикулина, Е. Н. Развитие естественнонаучных понятий старших дошкольников и младших школьников : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Ращикулина. – Магнитогорск : МаГУ, 2004. – 36 с.
  • Последнее обновление ( 30.11.2007 )
     
    « Пред.   След. »
    Вернуться
    МаГУ
    МаГУ
    МаГУ
    НОВОСТИ МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИХ КАФЕДР