ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
Главная arrow Факультеты и кафедры arrow Факультет дошкольного образования arrow Кафедра дошк. педагогики и психологии
   
 
 
>
Служба сайтов МаГУ
Редактор сайтов МаГУ



Сайт МаГУ - призёр X Всероссийского Интернет-конкурса «Золотой сайт 2009»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии   Печать  
24.11.2009
Зав. кафедрой дошкольной педагогики Левшина Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент
ЗАВ. КАФЕДРОЙ: Левшина Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент.
АДРЕС: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Вокзальная 88, Институт педагогики при МаГУ, ауд. 202
ТЕЛЕФОН: (3519) 22-47-23
E-MAIL: kdpp1@rambler.ru

С момента образования факультета дошкольного воспитания в 1963 г. была создана кафедра дошкольной педагогики. Первой заведующей самостоятельной кафедрой в течение одного года была выпускница Московского государственного университета, биолог Инна Сергеевна Гусева. Она читала курс анатомии и физиологии человека. C 1964 по 1966 гг. кафедрой заведовала Г. Н. Година - специалист, окончивший аспирантуру при НИИ дошкольного воспитания в Москве. Продолжая работу над диссертацией по проблеме трудового воспитания дошкольников, она помогала молодым преподавателям в освоении учебных дисциплин, готовила к поступлению в аспирантуру.

С 1968 г., в связи с отъездом в Москву Г. Н. Годиной на работу в НИИ дошкольного воспитания, зав. кафедрой менялись довольно часто. Это продолжалось до приезда Н. А. Курочкиной, окончившей аспирантуру при ЛГПИ им. А. И. Герцена. Надежда Александровна была первым заведующим, защитившим канд. диссертацию по дошкольной педагогике.

Начало 1970-х гг. ознаменовалось приходом на кафедру канд. пед. наук, доц. В. Н. Андросовой, специалиста по проблемам обучения детей родному языку, Р. А. Мирошкиной (закончила аспирантуру в г. Ростове-на-Дону), Т. В. Васильевой, И. С. Дементьевой (закончили аспирантуру в г. Москве). В это же время обучались в аспирантуре Т. М. Бабунова (г. Москва), С. М. Котлярова, Н. Г. Белоус, Л. С. Игнаткина (г. Ленинград). Уровень подготовки специалистов повышался, росло профессиональное мастерство молодых педагогов.

С отъездом в 1974 г. Н. А. Курочкиной вновь стало вакантным место зав. кафедрой. Эту должность занимали В. Н. Андросова, Т. И. Бабаева-Данкевич, затем С. М. Котлярова, которая проработала во главе кафедры до 1979 г.

С отъездом С. М. Котляровой руководителем кафедры назначается канд. пед. наук, доц. Н. Д. Ватутина, выпускница дошкольного факультета МГПИ. Она поддерживала традиции, сложившиеся на предыдущих этапах работы кафедры, стремилась создать условия для роста молодых педагогов-выпускников нового поколения, поддерживала атмосферу сотрудничества. За время работы Н. Д. Ватутиной защитили диссертации пять преподавателей, поступили в аспирантуру два педагога, оформили соискательство и сотрудничество с ведущим педагогом НИИ школ два человека. Выполнялся план повышения квалификации каждого преподавателя. Интересно отметить, что с 1963 по 1997 гг. защищено 20 диссертаций преподавателями, так или иначе связанными с выпускающей кафедрой.

В 1987 г. выполняла обязанности заведующей кафедрой Т. М. Бабунова. Это был трудный период, связанный с началом перестройки в обществе. Т. М. Бабунова успешно осуществляла руководство коллективом, активно поддерживала связь с городом, сотрудничала со многими вузами страны, принимая участие в рецензировании докторских и кандидатских диссертаций, в работе научных конференций. Плодотворно занимаясь научно-исследовательской работой, Тамара Михайловна готовила аспирантов, постоянно оказывала помощь коллегам в реализации их научных и учебно-воспитательных планов.

С 1988 по 2000 гг. кафедрой руководила А. Н. Троян, которой досталось сложнейшее время перестройки всей системы дошкольного образования. Альбина Николаевна Троян успешно руководила диссертационными работами аспирантов, при её участии открылись пункты дистанционного обучения на факультете в разных городах области, магистратура, а затем и новая кафедра «Управление образованием». В 1999 г. она возглавила созданный ею городской «Управленческий клуб». С открытием новой кафедры А. Н. Троян передает кафедру дошкольной педагогики своей ученице С. Ф. Багаутдиновой.

Коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии

С ноября 2002 г. руководителем кафедры стала доц. Л. В. Градусова, специалист в области развития детской речи. С сентября 2003 г. заведующей кафедрой является кандидат пед. наук, доц. Н. И. Левшина. В 2007 г. кафедра была переименована в кафедру дошкольной педагогики и психологии.

В настоящее время на кафедре работают 14 преподавателей: кандидаты пед. наук, проф. Е. С. Бабунова, Т. М. Бабунова, Н. Д. Ватутина, В. И. Турченко; кандидаты пед. наук, доценты Л. В. Градусова, И. С. Дементьева, Н. И. Левшина, Ю. А. Мичурина, П. А. Труфанов, Н. А. Степанова, Н. А. Шепилова; доценты Е. Г. Лопатина, В. Г. Кузнецова; ассист. Е. Ю. Галакцевич. Уровень специалистов высшей квалификации (кандидаты наук) составляет 78,5 %.

Кафедра дошкольной педагогики и психологии обеспечивает учебный процесс по следующим дисциплинам:

Ф.И.О. преп. Наименование дисциплин
Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика
Актуальные проблемы дошкольного образования
Бабунова Е. С. Этнопедагогика
Семейная педагогика
Ватутина Н. Д. Педагогическая психология
Педагогика раннего возраста
Градусова Л. В. Теория и методика развития речи
Методология и методика психолого-педагогических исследований
Гендерная педагогика
Галакцевич Е. Ю. Детская психология
Дементьева И. С. Теория и методика развития речи
Кузнецова В. Г. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
Левшина Н. И. Теория и методика развития речи
Педагогический мониторинг
Лопатина Е. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества
Мичурина Ю. А. Детская психология
Педагогика раннего возраста
Степанова Н. А. Дошкольная педагогика
Пропедевтические основы обучения 6-летних детей
Турченко В. И. Дошкольная педагогика
Теория и методика экологического образования дошкольников
Труфанов П. А. Дизайн в ДОУ
Бумагопластика
Шепилова Н. А. Педагогическая психология

Основные направления деятельности коллектива кафедры:

  • реализация совместных проектов с Министерством образования и науки Челябинской области:
    • разработка региональной программы воспитания и развития дошкольников на традициях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» (науч. рук. – Е. С. Бабунова);
    • разработка подходов к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе.
  • разработка научной темы кафедры «Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников» совместно с опорными ДОУ г. Магнитогорска;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе и научно-методическое обеспечение новых специальностей;
  • участие в аттестации дошкольных учреждений г. Магнитогорска и Челябинской области (Е. С. Бабунова, Т. М. Бабунова, Л. В. Градусова);
  • внедрение системы мониторинга качества образования студентов;
  • организация городских научно-практических конференций и семинаров;
  • научное консультирование педагогов ДОУ;
  • рецензирование квалификационных работ педагогов;
  • участие в курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных учреждений.

Сферы научных интересов преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии

Кафедральная тема: «Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ»

1. Н. И. ЛЕВШИНА – кандидат пед. наук, доц., зав. каф. дошкольной педагогики: диалогическая речь как средство социализации дошкольника. Речевой этикет; педагогический мониторинг в системе управления ДОУ.

2. Т. М. БАБУНОВА – канд. пед. наук, проф.: социально-эмоциональное развитие и воспитание детей.

3. Е. С. БАБУНОВА - канд. пед. наук, проф.: социально-личностное развитие дошкольника в этнокультурной среде.

4. В. И. ТУРЧЕНКО - канд. пед. наук, проф.: использование различных видов игр в социально-личностном развитии и воспитании дошкольников; технологии сюжетно-ролевых игр; актуальные проблемы экологического воспитания дошкольников.

5. Л. В. ГРАДУСОВА - канд. пед. наук, проф.: гендерные основы воспитания дошкольников.

6. Е. Г. ЛОПАТИНА – доц.: психолого-педагогические условия художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности; социально-личностное развитие дошкольников средствами народного искусства.

7. В. Г. КУЗНЕЦОВА – доц.: воспитание толерантности у дошкольников.

8. И. С. ДЕМЕНТЬЕВА - канд. пед. наук, доц.: социализация детей в процессе приобщения к художественной литературе.

9. Ю. А. МИЧУРИНА - канд. пед. наук, доц.: воспитание детей раннего возраста; воспитание дошкольника в труде как условие социализации.

Преподаватели кафедры дошкольной педагогики и психологии регулярно принимают участие в работе различных конференций. Так, в 2007-2008 гг. они выступили с докладами на международных научных конференциях «Мир детства и образование» (Магнитогорск, 2007, 2008), «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике» (СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2008), «Дошкольное и начальное образование в России и США: история и современность» (Магадан, 2008), «Использование современных технологий в образовательном процессе» (Магнитогорск, 2008); на всероссийских научно-практических конференциях «Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства» (Екатеринбург, 2008), «Культурологический подход в образовании: психолого-педагогический аспект» (Чебоксары, 2008); на областных научно-практических конференциях «Информационные технологии в ДОУ» (Челябинск, 2008), «Инновационные технологии воспитания и обучения детей раннего возраста» (Магнитогорск, 2008); на региональной научной интерактивной конференции «Гуманизация образования в России» (Магнитогорск, 2008); на районных научно-методических семинарах «Информационное обеспечение управления ДОУ» (Куса, 2008; Верхнеуральск, 2008), «Реализации образовательной программы “Наш дом − Южный Урал”» (Куса, 2008); на городской научно-практической конференции «Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста» (Магнитогорск, 2008).

Кафедра организовала и приняла участие в региональной научно-практической конференции «Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт» (Челябинск, 2003, 2005, 2006, 2007, 2008).

Под руководством преподавателей кафедры студенты подготовили научные доклады и выступили с ними на всероссийской научно-практической конференции студентов, посвящённой 75-летию Магнитогорского государственного университета «Проблемы реализации личностно-ориентированной развивающей модели дошкольного и начального образования» (2008 г.).

Кафедра активно сотрудничает с городским управлением дошкольного образования. В рамках такого сотрудничества определены опорные МДОУ, заключены договоры с научными руководителями (преподавателями кафедры), что даёт возможность для апробации и внедрения следующих научных разработок преподавателей в образовательный процесс дошкольных учреждений:

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) Направление совместной научно-экспериментальной деятельности Преподаватель кафедры
МДОУ – детский сад № 121  Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме социально-личностного развития дошкольников Турченко В. И.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 98» Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса по проблеме воспитания культуры поведения Бабунова Т. М.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 135» Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса по проблеме формирования гражданина большого города Бабунова Т. М.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 127 Социально-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ как условие становления этнокультурной образованности. Бабунова Е. С.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 160» Взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме художественно-творческой социализации дошкольников Лопатина Е. Г.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 137» 1. Культура речевого общения субъектов образовательного процесса ДОУ
2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения дошкольниками речетворческой деятельности посредством ЛЕГО-конструирования
Левшина Н. И.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 175  Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме этнокультурного воспитания Градусова Л. В.
 МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 85 Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме полового воспитания дошкольников Градусова Л. В.
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 154  Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме формирования толерантности Кузнецова В. Г.
МДОУ № 1 Формирование ценностного мира ребенка в социально-педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса ДОУ Шепилова Н. А.
МДОУ № 127 Информационные технологии как условие социально-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ Труфанов П. А.
МДОУ № 105 Социально-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса ДОУ по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей с особыми образовательными потребностями Мичурина Ю. А.

Основные публикации специалистов кафедры за 2006-2009 гг.

 
Авторские фильмы о Победе
ISO 9001  
НОВОСТИ ДОШФАКА

КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приемная комиссия МаГУ
 
Психологическая служба МаГУ
 
Наука МаГУ
 
Медиабанк МаГУ
 
Центр содействия трудоустройству выпускников