ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МАГНИТОГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА www.masu.ru
Главная arrow Факультеты и кафедры arrow Факультет дошкольного образования
   
 
 
>

Кафедра дошкольной педагогики и психологии   Печать E-mail  
07.11.2007
Зав. кафедрой дошкольной педагогики Левшина Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент
ЗАВ. КАФЕДРОЙ: Левшина Наталья Ивановна, канд. пед. наук, доцент.
АДРЕС: 455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Вокзальная 88, Институт педагогики при МаГУ, ауд. 202.
ТЕЛЕФОН: (3519) 22-47-23.
E-MAIL: ---

С момента образования факультета дошкольного воспитания в 1963 г. была создана кафедра дошкольной педагогики. Первой заведующей самостоятельной кафедрой в течение одного года была выпускница Московского государственного университета, биолог Инна Сергеевна Гусева. Она читала курс анатомии и физиологии человека. C 1964 по 1966 гг. кафедрой заведовала Г. Н. Година - специалист, окончивший аспирантуру при НИИ дошкольного воспитания в Москве. Продолжая работу над диссертацией по проблеме трудового воспитания дошкольников, она помогала молодым преподавателям в освоении учебных дисциплин, готовила к поступлению в аспирантуру.

С 1968 г., в связи с отъездом в Москву Г. Н. Годиной на работу в НИИ дошкольного воспитания, зав. кафедрой менялись довольно часто. Это продолжалось до приезда Н. А. Курочкиной, окончившей аспирантуру при ЛГПИ им. А. И. Герцена. Надежда Александровна была первым заведующим, защитившим канд. диссертацию по дошкольной педагогике.

Коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии

Начало 1970-х гг. ознаменовалось приходом на кафедру канд. пед. наук, доц. В. Н. Андросовой, специалиста по проблемам обучения детей родному языку, Р. А. Мирошкиной (закончила аспирантуру в г. Ростове-на-Дону), Т. В. Васильевой, И. С. Дементьевой (закончили аспирантуру в г. Москве). В это же время обучались в аспирантуре Т. М. Бабунова (г. Москва), С. М. Котлярова, Н. Г. Белоус, Л. С. Игнаткина (г. Ленинград). Уровень подготовки специалистов повышался, росло профессиональное мастерство молодых педагогов.

С отъездом в 1974 г. Н. А. Курочкиной вновь стало вакантным место зав. кафедрой. Эту должность занимали В. Н. Андросова, Т. И. Бабаева-Данкевич, затем С. М. Котлярова, которая проработала во главе кафедры до 1979 г.

С отъездом С. М. Котляровой руководителем кафедры назначается канд. пед. наук, доц. Н. Д. Ватутина, выпускница дошкольного факультета МГПИ. Она поддерживала традиции, сложившиеся на предыдущих этапах работы кафедры, стремилась создать условия для роста молодых педагогов-выпускников нового поколения, поддерживала атмосферу сотрудничества. За время работы Н. Д. Ватутиной защитили диссертации пять преподавателей, поступили в аспирантуру два педагога, оформили соискательство и сотрудничество с ведущим педагогом НИИ школ два человека. Выполнялся план повышения квалификации каждого преподавателя. Интересно отметить, что с 1963 по 1997 гг. защищено 20 диссертаций преподавателями, так или иначе связанными с выпускающей кафедрой.

В 1987 г. выполняла обязанности заведующей кафедрой Т. М. Бабунова. Это был трудный период, связанный с началом перестройки в обществе. Т. М. Бабунова успешно осуществляла руководство коллективом, активно поддерживала связь с городом, сотрудничала со многими вузами страны, принимая участие в рецензировании докторских и кандидатских диссертаций, в работе научных конференций. Плодотворно занимаясь научно-исследовательской работой, Тамара Михайловна готовила аспирантов, постоянно оказывала помощь коллегам в реализации их научных и учебно-воспитательных планов.

С 1988 по 2000 гг. кафедрой руководила А. Н. Троян, которой досталось сложнейшее время перестройки всей системы дошкольного образования. Альбина Николаевна Троян успешно руководила диссертационными работами аспирантов, при её участии открылись пункты дистанционного обучения на факультете в разных городах области, магистратура, а затем и новая кафедра «Управление образованием». В 1999 г. она возглавила созданный ею городской «Управленческий клуб». С открытием новой кафедры А. Н. Троян передает кафедру дошкольной педагогики своей ученице С. Ф. Багаутдиновой.

С ноября 2002 г. руководителем кафедры стала доц. Л. В. Градусова, специалист в области развития детской речи. С сентября 2003 г. заведующей кафедрой является кандидат пед. наук, доц. Н. И. Левшина. В 2007 г. кафедра была переименована в кафедру дошкольной педагогики и психологии.

В настоящее время на кафедре работают 14 преподавателей: кандидаты пед. наук, профессора Е. С. Бабунова, Т. М. Бабунова, Н. Д. Ватутина, В. И. Турченко; кандидаты пед. наук, доценты, Т. С. Блощицина, Л. В. Градусова, И. С. Дементьева, Н. И. Левшина, Ю. А. Мичурина, П. А. Труфанов, Н. А. Степанова, Н. А. Шепилова; доценты Е. Г. Лопатина, В. Г. Кузнецова. Уровень специалистов высшей квалификации (кандидаты наук) составляет 86 %.

Базовые дисциплины кафедры:

Дошкольная педагогика, детская психология, педагогическая психология, этнопедагогика, педагогика раннего возраста, теория и методика развития детского изобразительного творчества, теория и методика экологического образования детей, теория и методика развития речи детей, теория и методика математического развития детей.

Основные направления деятельности коллектива кафедры:

  • реализация совместных проектов с Министерством образования и науки Челябинской области:
        – разработка региональной программы воспитания и развития дошкольников на традициях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал» (науч. рук. – Е. С. Бабунова);
        – разработка подходов к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе и научно-методическое обеспечение новых специальностей;
  • участие в аттестации дошкольных учреждений г. Магнитогорска и Челябинской области (Е. С. Бабунова, Т. М. Бабунова, Л. В. Градусова);
  • внедрение системы мониторинга качества образования студентов;
  • организация городских научно-практических конференций и семинаров;
  • научное консультирование педагогов ДОУ;
  • рецензирование квалификационных работ педагогов;
  • участие в курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольных учреждений.

    Сферы научных интересов преподавателей кафедры дошкольной педагогики

    Кафедральная тема: «Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников»

    1. Н. И. ЛЕВШИНА – кандидат пед. наук, доц., зав. каф. дошкольной педагогики:

  • диалогическая речь как средство социализации дошкольника. Речевой этикет;
  • педагогический мониторинг в системе управления ДОУ.

    2. Т. М. БАБУНОВА – канд. пед. наук, проф.:

  • социально-эмоциональное развитие и воспитание детей.

    3. Е. С. БАБУНОВА - канд. пед. наук, проф.:

  • социально-личностное развитие дошкольника в этнокультурной среде.

    4. В. И. ТУРЧЕНКО - канд. пед. наук, проф.:

  • использование различных видов игр в социально-личностном развитии и воспитании дошкольников;
  • технологии сюжетно-ролевых игр;
  • актуальные проблемы экологического воспитания дошкольников.

    5. Л. В. ГРАДУСОВА - канд. пед. наук, доц.:

  • гендерные основы воспитания дошкольников.

    6. Е. Г. ЛОПАТИНА – доц.:

  • психолого-педагогические условия художественно-творческого развития детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности;
  • социально-личностное развитие дошкольников средствами народного искусства.

    7. В. Г. КУЗНЕЦОВА – доц.:

  • воспитание толерантности у дошкольников.

    8. И. С. ДЕМЕНТЬЕВА - канд. пед. наук, доц.:

  • социализация детей в процессе приобщения к художественной литературе.

    9. Т. С. БЛОЩИЦИНА - канд. пед. наук, доц.:

  • социализация дошкольников в игре.

    10. Ю. А. МИЧУРИНА - канд. пед. наук, доц.:

  • воспитание детей раннего возраста;
  • воспитание дошкольника в труде как условие социализации.

    Кафедра организовала и приняла участие в региональной научно-практической конференции «Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт» (Челябинск, 2003, 2005, 2006, 2007); в IV Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум» (Челябинск, 2006); в межрегиональной научно-практической конференции «Проблема двуязычия в ДОУ и перспектива его развития в условиях модернизации образования» (Сибай, 2006); в международной научной конференции «Мир детства и образование» (Магнитогорск, 2007).

    Основные публикации специалистов кафедры за 2003-2007 гг.:

    1. Бабунова, Е. С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования / Е. С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 263 с.

    2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития : курс лекций по дошкольной педагогике / Т. М. Бабунова. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 233 с.

    3. Градусова, Л. В. Знакомим дошкольников с фольклором (из опыта работы) / Л. В. Градусова, Н. А. Савко, С. Н. Тропинская. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 52 с.

    4. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников : учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 161 с.

    5. Левшина, Н. И. Контрольно – проверочные задания по курсу «Теория и методика развития речи» / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 40 с.

    6. Лопатина, Е. Г. Я карандаш с бумагой взял… (опыт работы по художественно-творческому развитию детей 3-го г. ж. в процессе рисования) / Е. Г. Лопатина, М. Е. Игнатова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 40 с.

    7. Наш дом - Южный Урал : программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 226 с.

    8. Подходы к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 66 с.

    9. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников / под ред. Т. М. Бабуновой, Н. И. Левшиной. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 76 с.

    10. Содержание и технологии социально-эмоционального развития и воспитания детей с замедленным психическим развитием (из опыта работы МДОУ № 98) / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 192 с.

    11. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 250 с.

    12. Степанова, Н. А. Психолого-педагогическая практика «Первые дни ребенка в школе» : учеб.-метод. пособие / Н. А. Степанова. – 2-е изд. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 32 с.

    13. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная моногр. / под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 207 с.

    14. Турченко, В. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики : учеб.-метод. пособие : в 2 ч. - Магнитогорск : МаГУ, 2001 – 2003. Ч. 1. - 2001. – 58 с. Ч. 2. – 2003. – 125 с.

    15. Турченко, В. И. Приобщение старших дошкольников к этикету / В. И. Турченко, Р. Н. Иванова. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 38 с.

  • Последнее обновление ( 18.12.2007 )
     
    « Пред.   След. »
    Вернуться
    МаГУ
    МаГУ
    МаГУ
    НОВОСТИ ДОШФАКА

    КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    При обнаружении орфографической ошибки или опечатки выделите нужное слово и нажмите Shift+Enter, чтобы выслать сообщение администратору сайта!

    В случае обнаружения фактической ошибки пишите по адресу Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script   или по ICQ 474740420 (контент-менеджер Антон) и указывайте исправленный вариант.